АЛЕКСАНДР "УХВАТ" КОЧЕРГА,
ОСНОВАТЕЛЬ ВОРОНЕЖСКОГО РОК-КЛУБА:
.. .Есть такое понятие - "тусовка". Т.е. если человек в "тусовке" - значит, он
на виду, занимается делом, поддерживает контакты, в общем, крутится. Так вот,
Ухват - уже давно не в тусовке. И если бы мне сказали, что вот этот скромный
работяга, что вышел в обеденный перерыв из проходной Воронежского авиазавода,
стоял у истоков всего городского рок-движения, я бы не поверил. Рок - это
перпендикуляр. Это заплыв против течения. Это презрение к серости и неистребимое
желание сказать всему совку "ФакГ. Нонконформизм, в общем. А Саша Кочерга,
похоже, уже смирился и с серостью и с совком. Но это только первое впечатление.
Когда Ухват говорит о бобинах, о концертах, я понимаю - именно с такой страстью
и внутренним убеждением только и можно было открыть в центре совка рок-клуб и
группу "Сектор Газа".
Все началось с того, что году в 1985-м я чисто случайно попал на концерт
Ленинградского рок-клуба. Ну, не совсем случайно, я тогда рок-музыкой сильно
увлекался, приехал в Ленинград и случайно попал на концерт. Выступали "Аквариум"
и "Россияне", была такая группа. Ну, на концерте я с ребятами познакомился,
они-то мне и сказали, что у них, в Ленинграде, есть рок-клуб, куда можно всегда
приходить, тусоваться, выступать, если хочешь... И вот я тоже решил открыть в
Воронеже рок-клуб - во Дворце им. Кирова. К тому же там у меня директор -
молоденькая женщина- была знакомой. Правда, сначала мы хотели сделать дискотеку,
а под маркой дискотеки делать концерты, но этого не вышло. Но по городу слух уже
прошел, музыканты к нам стали уже подтягиваться, нас уже, короче, знали. А тогда
в городе бьшо всего три нормальных группы - "Старый город" (он потом еще "Крюгером"
назывался), "Фаэтон", где Андрей Дельцов в свое время играл, и "Е2 - Е4". И вот,
мы собрались и решили сделать первый воронежский рок-фестиваль. Я говорю
директору ДК - давай сделаем рок-фестиваль. А она побаивается, по тем временам
за рок-концерт с работы могли запросто выгнать, да в трудовой книжке черт знает
что написать -никуда потом не устроишься... Нужно прикрытие. А у меня был
товарищ хороший - второй секретарь Левобережного райкома партии. Я к нему
обратился, он нас и поддержал. Сказал: "Ты, Саш, не бойся. Лишь бы твои рокеры
не хулиганили, а я милицию предупрежу, чтобы вас не разгоняли". Ну, и директор
концерт разрешила... А как же без гостей фестиваль делать? Денег-то нет... И мы
решили пригласить никому (по тем временам) неизвестную группу "Коррозия
металла", она во втором отделении выступала. Ну, а Юрка Клинских, который в
рок-клуб часто приходил, нам помогал. Ну, он еще тогда в милиции работал и я его
попросил: Юр, ты на концерт в форме приходи - для острастки. Вообще, его
милицейская форма нас часто выручала. Например, приезжают артисты, нужно их
встречать.
А где автобус взять? Ну, Юрка в форме выйдет, автобус какой-нибудь остановит и
договориться за полтинник смотаться на вокзал и обратно.
А так мы с ним случайно познакомились. Он стоял на посту у гастронома. А у меня
там одноклассник работал грузчиком. А ведь раньше-то в одни руки только по две
бутылки пива давали. А я приду - он мне целый ящик вынесет. Вот, я один раз
пришел, а на входе Юрка на посту стоит. Ну, мой одноклассник ему и говорит -
пропусти, мол, это мой знакомый. Юрка пропустил, а потом мы с ним разговорились.
Он спрашивает: "Записи какие-нибудь есть?" А у меня в то время была большая
коллекция - где-то 250 - 300 бобин с записями нашей русской рок - музыки,
начиная от "Машины Времени" и кончая самыми последними... Ну, что в Москве или
Питере выходило, то у меня через три дня было. Мне знакомые поездами передавали,
и каждую субботу у меня было по 3-4 новых бобины. Ну, короче, мы с Юркой стали
записями обмениваться, а потом подружились...
Вот, а как прошел первый рок-фестиваль, решили второй делать. А в промежутке
пригласили с концертами "Кино", "Ва-Ванк", "Крематорий"... Помню, когда я пошел
в типографию делать афиши "Крематория", мне директор говорит: "Ну, ты же
понимаешь, что мы не можем такое название напечатать!" Пришлось написать:
выступает группа "Крем..." Ну, публика уже все знала и валом шла. Единственное,
что тогда никого из музыкантов не пускали в гостиницу - администраторы, как
посмотрят на джинсы и длинные волосы, наотрез отказывались прописывать. Даже
Юркина форма не помогала... Так что, все жили на съемной хате на Героев
Стратосферы.
И "Сектор Газа", кстати, собрался в клубе накануне второго рок-фестиваля...Это
чисто рок-клубная команда, они все друг друга в рок-клубе нашли. А название
"Сектор Газа", кстати, я придумал. Дело как было: стоим с друзьями на трамвайной
остановке, а я и говорю: "Ну, и вонища! Как в Секторе газа..." У нас же тут, на
Левом берегу предприятия химические, дышать невозможно... Ну, все заржали. А я
говорю - о, хорошее название. А у меня товарищ был, он играл в какой-то группе
при ДК им, Кирова. Вот он и говорил: приду с армии, так группу назову.. Но я
название Юрке отдал, хоть он вообще сначала называться никак не хотел. Они и
выступать-то стеснялись - играли так, что даже по воронежским меркам ни в какие
ворота не шло...
А ведь я сначала даже и не знал, что Юрка поет. Пришли мы как-то с Юркой к нему
домой - мне нужно было свои записи забрать. Ну, сели, выпили, он поставил
какие-то кассеты послушать. А он еще выпил и говорит: "Давай, я сыграю. Я тут
Цоя подобрал - "Восьмиклассницу" и "Когда-то ты был битником"... Ну, он сыграл,,
неплохо причем. А потом как свои песни сыграл - штук 20 сыпанул, одну за другой.
Ну, я и говорю - вам надо с Крюком собраться, он хороший был малый, у нас в
клубе на общественных началах работал. Ну, Крюк на ударных будет, кого-нибудь
еще на гитару позвать. Вот, "Колхозный панк", "Утопленника" и "Побег" сыграйте
на фестивале, а там видно будет... Вот, собрались они, порепетировали, я еле
уговорил их сыграть на отборочном туре фестиваля. Но они тут же всем
понравились. Мы отобрали 4 песни. Сыграли на фестивале, нам Приз зрительских
симпатий дали. Потом я Юрке говорю - набирай песен на альбом, мы у Дельцова в
студии ДК им. 50-летия Октября - "Полтиннике" - запишемся. А Дельцов в то время
уже в "Фаэтоне" не играл, стал звукооператором, талантливый малый. Ну,
договорились, все записали. Нормально. А я как раз от авиазавода поехал в
командировку в Москву. И взял с собой десяток кассет с записью "Сектора". А в
Москве был клуб им. Курчатова, где директором работал Саша Скляр, вокалист "Ва-Банка".
Вот, я ему кассеты и отдал - послушай, может и пройдет по тусовкам. И в этом же
1989 году меня и Крюка вызывают в горком комсомола. Приходим, а нам говорят, что
пришла телеграмма: "Сектор Газа" просят выступить на фестивале в Череповце,
посвященном годовщине смерти Александра Башлачева. Дали две недели на
размышления. А я в панике. Кто поедет-то? Играть ведь толком никто не может. Ну,
стали всем музыкантам звонить. Ну, Семен Тетиев-ский, ладно, на бас-гитаре
сыграет. На гитару взяли Тупикина, хоть он на бас-гитаре играл. Я ему говорю:
"Сереж, выручай! Поедем, отдохнем, едем ведь за чужой счет - все комсомол
оплачивал..." Потом Дельцова уговорили, хоть он сначала и отнекивался... Сели в
плацкарт, приехали в Москву, нас там встретили... Привели на квартиру, а там уж
человек двадцать сидят. Ну, короче, началась пьянка-гулянка, не помню как и до
Череповца доехали. Ну, что - индустриальный такой город, металлургический,
химический, грязный - грязь всех цветов радуги... Выступали мы в ДК
машиностроителей, нормальный зал, получше чем у нас, в Воронеже. В гостиницу
поселили. Ну, там сразу началось общение между музыкантами, обмен кассетами -
тогда все с собой свои кассеты возили для обмена. Вот, потом мы на второй день
фестиваля выступили - после "новой волны" с панк-роком и перед группами
хард-н-хэви. Все нас встретили нормально, приз какой-то дали, у нас даже первые
поклонники появились. Выходим на улицу, у нас автографы просят.
Ну, что - вернулись домой, а потом уже пошли концерты. Как раз тогда и Кущев в
группу пришел. Они на инструменты хорошие деньги собирать стали. Всей группой
устроились работать грузчиками на завод "Видео-фон", в то время там неплохо
платили. Потом грузчиками на рынке каком-то работали... Юра себе и гитару купил,
у Майка Науменко педаль для гитары пробрел... А я все время, когда концерты
устраивал, "Сектор" пихал на "разогрев". Договорились с Кинчевьш выступить.
"Алису" сюда не пустили, поэтому в Воронеж только Кинчев с бас-гитаристом
приехал, квартирный концерт дали. Мы и Кинчеву кассет с собой дали, что б он в
Питер отвез. Выступали и со "Звуками My", Пете Мамонову они очень понравились. И
вот, в 1991 году пришло приглашение работать в Москву. Ну, я не смог поехать по
семейным обстоятельствам - у меня двое детей. Две девочки - Таня и Оля. Ну, вот
и вся история.
Крюк: потом умер от саркомы легкого. Он позвонил мне и сказал: "Представляешь,
был у врача и они сказали, что я через 3-4 месяца умру. .." Я его стал утешать,
говорить, что все ерунда. ..А он точно через 3 месяца умер. Вот такая судьба...
Потом и рок-клуб закрылся. Сначала мы нормально работали, а потом некоторые люди
поняли, что на нас можно нормально заработать. Ну, вот, например, выступление
"Крематория" за три дня принесло нам 12 тысяч рублей. Огромные деньги, по тому
времени. Да и выступления "Сектора" приносили нормальные деньги. Вобщем, деньги
водились, у нас и счет был свой в банке. Но мы же не на себя деньги тратили.
Аппаратуру покупали, проезд артистов оплачивали, за кассеты платили, за аренду
зала... Вон, барабан "Премьер" с двумя бочками стоил 3,5 тысячи рублей. Динамики
купили 200-ваттные в Ленинграде. А потом начали случайные люди попадать в
руководство. Меня следить за всем не хватало, Дельцов в свою студию ушел,
Клинских в Москве играл... Ну, они и начали договоры устраивать с сомнительными
группами, а я плюнул на все и ушел. А клуб в конце концов разорился и
закрылся...
Последний раз мы с Юркой нормально посидели году, наверное, в 1995 - 1996, не
помню уж точно. Тогда я его немного покритиковал за то, что альбомы штампует,
как "Ласковый май". А музыка-то однотипная! Говорю: "Юр, твои первые два альбома
перекроют все остальные твои московские записи..." Ну, он помрачнел, долго мы с
ним сидели, пили... Вот, недавно, снова позвонил и пообещал приехать в гости. А
свиделись мы с ним в "Луче" на его панихиде... Вот и все.